Стандарты обучения и сертификации Общества

Российское Общество Человеко-Центрированного Подхода

(РОЧЦП)

Стандарты обучения

I Введение:

Настоящие стандарты (далее: стандарты) разработаны в соответствии со Страсбургской Декларацией Психотерапии 1990 года, нормами Всемирной Ассоциации Человеко-Центрированной и Экспериентальной Психотерапии и Консультирования (WAPCEPC); тренинговыми и этическими стандартами Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP); стандартами Европейской Сети Ассоциаций Человеко-Центрированной и Экспериентальной Психотерапии и Консультирования (PCE-Europe/NEAPCEPC); законодательством Российской Федерации.

II Разрешение возможных конфликтов между документами:

Настоящие стандарты составлены на основании документов, указанных выше. Законы и Правовые Акты Российской Федерации всегда имеют приоритет перед любыми иными документами, включая международные акты (если не указано иное). Если какая-либо ситуация не регулируется законами Российской Федерации, то Стандарты опираются на  документы, поименованные выше. Данные стандарты регулируют только процедуру обучения и сертификации РОЧЦП. Если какая-либо часть Стандартов входит в конфликт в Законодательством, то должны применяться нормы законодательства. Если какая-либо ситуация не определена Законодательством, то применяются нормы настоящих Стандартов.

 

III Область применения стандартов и базовые определения:

Настоящие стандарты регулируют процедуры подготовки и сертификации практиков Человеко-Центрированного Подхода (далее ЧЦП) и Клиенто-Центрированной Психотерапии (далее КЦП), а также требования к непосредственно процессу обучения и сертификации, к программам обучения и институциям, проводящим данное обучения.

ЧЦП-практик – человек, который сознательно использует ЧЦП и/или КЦП в различных условиях (сеттингах) включая, но не ограничиваясь: психотерапию, консультирование, консалтинг, коучинг, медиацию конфликтов, образование, социальную работу, управление персоналом, менеджмент.

ЧЦП/КЦП практики могут относиться к одной или нескольким из нижеследующих категорий: КЦП-психотерапевт; КЦП-консультант: КЦП- супервизор; КЦП – тренер; КЦП тренер тренеров; ЧЦП специалист в образовании. Данные категории могут быть расширены в соответствии с реальным состоянием дел в практике решением Совета Общества или Президента.

ЧЦП/КЦП-обучающие программы: долгосрочные обучающие программы, в рамках которых человек может получить подготовку достаточную для того, чтобы стать ЧЦП-практиком.

ЧЦП\КЦП-институция: организация на регулярной основе проводящая ЧЦП\КЦП обучающие программы.

IV Уровни компетентности

ЧЦП\КЦП-консультант – специалист, способный проводить Клиент-Центрированное Консультирование: психологическую услугу, предоставляемую психически-здоровым людям с целью решения проблем в области «человек-среда», и не связанную с кардинальными изменениями в области психики и личности (например: карьерное-консультирование, консультирование по вопросам здоровья, образовательное консультирование, консультативная психология и пр).

ЧЦП-Психотерапевт: специалист, проводящий Человеко-Центрированную Психотерапию (в том определении, которое дано психотерапии в Страсбургской Декларации и регуляциях ЕАР. См. сноску) [1]

 

ЧЦП-Супервизор: опытный ЧЦП-практик (консультант\психотерапевт), имеющий подготовку, дающую ему право супервизировать других практиков.

ЧЦП-тренер: ЧЦП-практик, сертифицированный для проведения обучения в рамках ЧЦП\КЦП.

ЧЦП-тренер-тренеров: ЧЦП практик, имеющий право обучать ЧЦП-тренеров.

ЧЦП-практик в «сфере»: ЧЦП-практик, имеющий уровень подготовки как минимум ЧЦП-консультанта, который имеет достаточную квалификацию или прошедший дополнительное обучение для применения навыков ЧЦП в особых условиях (сеттингах) (напр: образование, бизнес, разрешение конфликтов, и пр.)

ЧЦП-Студент (практик в обучении), человек, находящийся в процессе обучения на уровень ЧЦП-практика.

V Стандарты обучающих программ:

ЧЦП-обучение понимается как процесс фасилитации личности, а именно как развитие личности обучаемого посредством человеко-центрированных отношений и взаимодействия между тренеров и обучаемыми (и между самими обучаемыми) в рамках ЧЦП-отношений, направленный на формирование профессиональных и личностных качеств, необходимых для способности создавать, поддерживать и развивать человеко-центрированнные\экспериентальные отношения с клиентами. Это процесс, направленный как на непосредственное развитие опыта, так и на глубокую теоретическую рефлексию опыта и условий. Обучающий процесс обязан соответствовать нижеследующим требованиям, чтобы позволить обучаемым претендовать на сертификацию РОЧЦП в качестве ЧЦП-практиков.

 

  • 1)Уровень консультанта:
  • a)Входные требования: Высшее образование с минимальным уровнем: бакалавр (мин. 240 кредитов, 4 года обучения) с основной специализацией в области наук о человеке, гуманитарных или социальных наук (медицина, психология, социология, педагогика, социальная работа и.т.п.).
  • b) Программа обучения должна длиться как минимум два года и состоять в сумме из как минимум 600 часов обучения. В том числе: 450 часов теоретического и практического обучения (включая группы само-познания\само-развития); как минимум 50 часов личной психотерапии (или эквивалент); как минимум 100 часов личной практики под супервизией (минимум 30 часов непосредственной супервизии).
  • C) Обучение должно проводиться только сертифицированными тренерами. Все специалисты, вовлеченные в процесс обучения (напр: супервизоры, психотерапевты и пр) должны иметь соответствующую признаваемую квалификацию. Тренеры обязаны либо проходить личную супервизию для тренеров, либо участвовать в работе «интервизорской» группы для тренеров.
  • d) Условия проведения обучения должны соответствовать нижеследующим требованиям:
  • Обучение должно проводиться с вовлечением нескольких различных фасилитаторов\тренеров\психотерапевтов\практиков в различных сеттингах с тем, чтобы обучающие могли обогатить свой опыт развить креативность и понимание личностных и культурных различий и особенностей (крайне рекомендуется привлечь как минимум 5 тренеров и ко-тренеров в течение курса).
  • Обучение проводиться в русле само-направленного стиля обучения, в условиях поддержки и «свободы учиться», как было постулировано Карлом-Роджерсом, с возможностью само-оценивания и в то же время в соответствии с требованиями и стандартами Закона и Институций обучения.
  • Институции и люди, вовлеченные в ход обучения обязаны следовать этическим стандартам, постоянно развивающейся науке и практике человеко-центрированного подхода и науки в целом, а также взаимодействовать между собою и другими национальными и международными институциями.
  • e) В обозначенных выше рамках в теоретической и практической своих частях содержание курса должно:
  • Включать теоретические работы Карла Роджерса и других человеко-центрированных и экспериентальных практиков, наряду с постоянным развитием личных теоретических воззрений обучаемого. Курс должен покрывать основы ЧЦП, включая глубокую проработку исторического, теоретического, методологического и философского базиса системы, включая и современное состояние ЧЦП (включая, но не ограничиваясь: Теория личности и развития личности на протяжении жизни. Понимания взаимодействия ЧЦП с другими психотерапевтическими подходами, сходств и различий. Теория изменений и фасилитирующих изменения условия. Понимания социальных и культурных аспектов в рамках ЧЦП практики. Понимание психопатологии в контексте ЧЦП – «что зовется проблемой». Процесс консультирования и интервенции в ЧЦП).
  • Обучение должно включать в себя непосредственное практическое обучение применению ЧЦП техник, условий и навыков.
  • 2)Уровень Психотерапевта:
  • a) Входные требования: Высшее образование с минимальным уровнем: магистр\специалист\дипломированный специалист.
  • b) Курс должен иметь длительность не менее 4 лет и должен состоять как минимум из 1400 часов обучения, включая: как минимум 700 часов теоретического и практического обучения (включая группу само-развития, само-познания); как минимум 250 часов личной психотерапии или эквивалент; как минимум 450 часов практики под супервизией (включая как минимум 150 часов непосредственной супервизии).
  • c) Обучение должно проводиться только сертифицированными тренерами. Все специалисты, вовлеченные в процесс обучения (напр: супервизоры, психотерапевты и пр) должны иметь соответствующую признаваемую квалификацию. Тренеры обязаны либо проходить личную супервизию для тренеров, либо участвовать в работе «интервизорской» группы для тренеров.
  • d) Курс обучения на уровень психотерапевта может быть объединен с курсом обучения на уровень консультанта. Часы, полученные в ходе обучения на уровень консультанта могут быть зачтены.
  • e) Условия проведения обучения должны соответствовать нижеследующим требованиям:
  • Обучение должно проводиться с вовлечением нескольких различных фасилитаторов\тренеров\психотерапевтов\практиков в различных сеттингах с тем, чтобы обучающие могли обогатить свой опыт развить креативность и понимание личностных и культурных различий и особенностей (крайне рекомендуется привлечь как минимум 5 тренеров и ко-тренеров в течение курса).
  • Обучение проводиться в русле само-направленного стиля обучения, в условиях поддержки и «свободы учиться», как было постулировано Карлом-Роджерсом, с возможностью само-оценивания и в то же время в соответствии с требованиями и стандартами Закона и Институций обучения.
  • Институции и люди, вовлеченные в ход обучения обязаны следовать этическим стандартам, постоянно развивающейся науке и практике человеко-центрированного подхода и науки в целом, а также взаимодействовать между собою и другими национальными и международными институциями.
  • g) В обозначенных выше рамках в теоретической и практической своих частях содержание курса должно:
  • Включать теоретические работы Карла Роджерса и других человеко-центрированных и экспериентальных практиков, наряду с постоянным развитием личных теоретических воззрений обучаемого. Курс должен покрывать основы ЧЦП, включая глубокую проработку исторического, теоретического, методологического и философского базиса системы, включая и современное состояние ЧЦП (включая, но не ограничиваясь: Теория личности и развития личности на протяжении жизни. Понимания взаимодействия ЧЦП с другими психотерапевтическими подходами, сходств и различий. Теория изменений и фасилитирующих изменения условия. Понимания социальных и культурных аспектов в рамках ЧЦП практики. Понимание психопатологии в контексте ЧЦП – «что зовется проблемой». Процесс консультирования и интервенции в ЧЦП).
  • Обучение должно включать в себя непосредственное практическое обучение применению ЧЦП техник, условий и навыков.
  • 3)ЧЦП-практик в определенной «сфере»

Человек, желающий получить сертификацию как ЧЦП-практик в определенной сфере должен удовлетворять следующим требованиям:

  • a)Быть сертифицирован как минимум на уровне ЧЦП-консультанта
  • b)Пройти достаточное обучение применению ЧЦП-навыков в определенной сфере (напр. В менеджменте) ИЛИ продемонстрировать достаточный уровень компетентности в применении навыков в данной сфере Совету РОЧЦП или Президенту.
  • 4)Уровень Супервизора

Человек, желающий получить сертификацию в качестве ЧЦП-супервизора должен:

  • a) Иметь признаваемую квалификацию ЧЦП-психотерапевта и активный практический опыт на протяжении как минимум 3 лет, или иметь признаваемую квалификацию ЧЦП-консультанта и активный практический опыт на протяжении как минимум 5 лет.
  • b) Пройти курс теории и практики супервизии, проводимый сертифицированным ЧЦП-тренеров в соответствии с программой, одобренной Советом РОЧЦП или Президентом РОЧЦП ИЛИ пройти эквивалентный курс, предлагаемый признаваемой организацией, связанной с ЧЦП ИЛИ  продемонстрировать весомые доказательства компетентности в области теории и практики супервизии Совету РОЧЦП или Президенту РОЧЦП.
  • 5)Уровень Тренера и Тренера-Тренеров
  • a)Человек, желающий сертифицироваться на уровень тренера должен иметь квалификацию ЧЦП-терапевта с активным опытом не менее 5 лет или ЧЦП-консультанта с опытом не менее 8 лет.
  • b)Кандидат обязан проходить регулярную личную терапию и личную супервизию
  • c) Кандидат обязан иметь опыт работы в качества супервизора.
  • d)Требования и критерии оценки разрабатываются и одобряются Советом РОЧЦП для каждого отдельного курса подготовки Тренеров и Тренеров-Тренеров.
  • 6)ЧЦП-институция
  • a)ЧЦП-институция это организация, которая предоставляет ЧЦП-обучение, супервизию и поддержку ЧЦП-практикам.
  • b)Для сертификации в качестве ЧЦП-институции организация обязана соответствовать следующим критериям:
  • Должно быть не менее 5 ЧЦП-практиков, вовлеченных в деятельность организации.
  • Как минимум двое из них должны быть ЧЦП-тренерами
  • Тренеры обязаны либо проходить личную супервизию для тренеров, либо участвовать в работе «интервизорской» группы для тренеров.
  • Организация должна предоставлять возможности для повышения квалификации и\или прохождения супервизии и\или практик саморазвития для ЧЦП-практиков
  • Организация обязана  руководствоваться принципами и установками ЧЦП в своей деятельности, не дискредитировать и не умалять их.
  • Организация должна быть активно вовлечена в деятельность РОЧЦП (напр: конференции, воркшопы и пр).
  • c) Решение относительно сертификации конкретной организации принимается Советом РОЧЦП.

 

[1] ) Примечание: в соответствии с Законом РФ «Об основных принципах оказания психиатрической помощи» (1992) психотерапия определена в качестве медицинской специализации. Тем не менее, на практике данная норма не соблюдается, в частности, теми фактами, что клинические психологи в РФ получают специализацию «психотерапия». Таким образом, можно считать эту норму «мертвой». Тем не менее, следует помнить, что в соответствии с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 12) психотерапевтическая деятельность подлежит лицензированию.